У современных школьников плохо с воображением, считает учитель физики 14-й гимназии Марина Атаманская

Марина Атаманская — человек, которому проблемы Единого государственного экзамена (ЕГЭ) известны не понаслышке. Она ведет семинары для учителей по подготовке к ЕГЭ, преподает в Институте повышения квалификации учителей, готовит своих выпускников к экзамену по физике. Ею написано пособие по эвристической технологии «Физика образов», сообщает официальный сайт Администрации Ростова

by TechnoDrive.ru

— Задания ЕГЭ ставят более широкую задачу, чем просто определить усвоенные по стандарту знания. Они проверяют виды деятельности, — объясняет Марина Сергеевна. — У ребят большие проблемы с воображением. Это синдром не читающего поколения. Человек, который читает, работает со своим воображением сам; чтение — процесс трудоемкий и тяжелый. А визуальные средства не формируют способности к поиску, анализу, в конечном итоге не формируют волю. И результат, поразивший меня: наши дети совершенно несамостоятельны. Рассчитывать на себя — это качество они не приемлют...

Позвольте поспорить с Вами, уважаемая Марина Сергеевна. Вот именно задания ЕГЭ, а особенно процесс подготовки к ним и убивают всякое воображение у школьников, в частности уметь мыслить, творить, понимать глубинную суть физики. Именно задания ЕГЭ ставят школьника в жесткие рамки, предложенных путей решения и в следствии этого теряется красота решения, то что так привлекает в физике.

Так, по словам Нобелевского лауреата академика РАН Виталия Гинзбурга, самое интересное ставить перед собой «задачки» и решать их, до головной боли, до одури, пока к тебе не придет решение. Вот это чувство нельзя сравнить ни с чем, а ЕГЭ его убивает. Марина Сергеевна, умалчивает, как сегодня в школах натаскивают, да, именно, натаскивают школьников на выполнение, не решение, а заметьте выполнение, заданий ЕГЭ.

Что касается читающего или не читающего поколения, то это очередной миф. Процент действительно читающих людей сегодня и в прошлом изменился не очень сильно. Еще раз подчеркиваю людей действительно читающих. В синергетике (область физики, описывающая процессы в неравновесных системах) есть такое понятие, как параметр порядка. Человеческое общество это та же не равновесна система, состояние которой можно описать взаимосвязью нескольких параметров порядка. Изменение одного ведет к изменениям других и в следствии переходу системы в новое состояние. Серьезно читающие люди —это, как правило творческие личности и совсем не важно в какой области они творят, важно, что своими действиями они оказывают то или иное влияние на систему. Иначе говоря, они выполняют работу своеобразных параметров порядка.

Если мы посмотрим, что сейчас творится в физике, то поймем, хотя и подкошенная финансово отечественная наука по своим разработкам не уступает, а часто и опережает зарубежную науку. Опять приведу слова отечественного физика Виталия Гинзбурга: «Российская наука бедна деньгами, но богата талантами». Хочу заметить, что академик говорил о молодых талантах. Если следовать тезису Марины Сергеевны, то скоро в физике не станет молодых и способных двигать дальше современную науку. То есть из набора параметров порядка выпадет один, что приведет к резкой смене состояния в системе. Но ведь этого не происходит. Да в России, скажем так, поменялся «общественный» строй, у многих людей сменились ориентиры. Но это не говорит о том, что наши дети становятся все безграмотней и беспомощней. Нужно понять, что у них, по сравнению, с поколением 80-ых или 70-ых, совсем другие устремления. А, читать – читать стали более качественную литературу, хотя бы посмотрите раздел форума TechnoDrive.ru «Что читаем?».

Тезис о несамостоятельности наших детей, тоже очень и очень спорный. Для того, чтобы понять насколько молодые люди самостоятельны в принятии собственных решений и проведении собственных работ, уважаемой Марине Сергеевне нужно хоть раз посетить студенческую конференцию на физфаке РГУ и послушать доклады, которые делают студенты-физики. Не могу сказать, что все они поражают глубиной, но процентов 20 — это работы, показывающие зрелость и не традиционность мышления исполнителя. Двадцать процентов, достаточно большая цифра. Потому как, совершенно не нужно, чтобы все были Эйнштейнами и Ландау, такой, прошу прощения за вульгарность, «товар» должен быть штучным.

Вместе с тем Марина Сергеевна сказала, что в школах нужно вводить так называемые «Эвристические технологии обучения». Подход, при котором неправильное решение по ценности бывает выше правильного. Вместо, «Садись, два». Учитель говорит: «Расскажи, как ты рассуждал». Когда человек начинает объяснять свою неправильность, ты начинаешь понимать, как устроен его внутренний мир. На одном неправильном ответе можно построить целый урок.

Вот здесь можно только согласиться. Заметив, при этом, что практика Единого государственного экзамена, как раз и убивает у учеников стремление понять, если хотите угадать, представить себе то или иное физическое явление.

И ещё новость TechnoDrive.ru!

Лишь один клик...

Политика конфиденциальности и Условия использования Google