TechnoDrive.ru ИКТ-новости Ростова

Каршеринг в Ростове — источник повышенной опасности?

История массового проката автотранспорта в Ростове-на-Дону едва насчитывает полтора года*. В конце июля 2018 года о планах на донскую столицу сообщила специализированная компания. А уже в октябре первый автомобиль данного сервиса был разбит пьяным водителем в центре Ростова. С тех пор сообщения о ДТП с участием арендованного онлайн транспорта регулярно появляются в новостях. Причём, как правило, речь идёт не о царапинах и помятых бамперах, а о серьёзных и очень серьёзных повреждениях, в том числе с пострадавшими. Учитывая, что изначальный автопарк в Ростове составлял всего 50 машин, статистика аварий впечатляет... Но можно ли изменить ситуацию, сохранив преимущества дистанционного каршеринга?

Идея каршеринга, действительно, выглядит очень удобной и передовой, — но для ответственных и адекватных водителей. К сожалению, как показывает практика, за рулём арендованных автомобилей таковые оказываются не всегда. Более того, по данным МВД России, известны случаи, когда доступ к каршеринговому транспорту получали лица без водительских прав и несовершеннолетние. Для этого они похищали учётные записи родителей или знакомых, — либо покупали чужие аккаунты в Интернете.

Бороться с этим, по мнению правоохранителей, можно лишь совершенствованием законодательства. В частности, ограничением доступа к сервису для граждан, ранее лишавшихся водительских прав, — а также более тщательной аутентификацией водителя при каждом доступе к автомобилю.

«Подтверждение личности водителя при каждом доступе к новому автомобилю можно реализовать предельно просто, — считает эксперт TechnoDrive. — Для этого достаточно перед разблокировкой двери запрашивать селфи водителя с номерным знаком арендуемого транспорта. Современные технологии позволяют обрабатывать такие снимки в автоматическом режиме. А, в случае сомнения, можно попросить водителя сделать ещё одно фото».

Подобными мерами сервисы каршеринга смогут не только защитить своё имущество, но также жизни и здоровье других участников дорожного движения, — включая пешеходов. Ведь по данным ГИБДД, за минувший год в России автомобили каршеринга попадали в аварии 374 раза (при общем парке порядка 23,5 тысяч машин). В этих ДТП всего за год погибли 18 человек, а 504 — получили ранения различной степени тяжести.

Ещё один важный аспект каршеринга заключается в материальной ответственности последнего пользователя за состояние машины. Для аккуратного водителя, вернувшего автомобиль «в целости и сохранности», безакцептное списание денег с карты за царапину или разбитую фару может оказаться неприятным сюрпризом. А причина — в беглом осмотре транспортного средства при получении. Если вы не заметили какое-либо повреждение автомобиля, нанесённое предыдущим арендатором, то будете расплачиваться за него перед оператором каршеринга. Здесь, как в библиотеке, «за состояние книги несёт ответственность читатель, сдавший её последним».

В связи с этим эксперты рекомендуют очень тщательно осматривать автомобиль, прежде чем «получить» его в своё распоряжение, нажав кнопку в мобильном приложении. И, при выявлении дефектов, незамедлительно сообщить о них оператору, — сделав максимально качественные и подробные фото (кстати, это касается не только физического вида, но и функций авто — работоспособности фар, кондиционера и прочего оборудования салона).

Если же вы не в полной мере готовы к подобным действиям, возможно, вместо каршеринга стоит выбрать такси. Благодаря мобильным приложениям, это сегодня весьма доступно, — и позволяет узнать стоимость поездки ещё до оформления заказа.

Конечно, с такси тоже есть свои нюансы — техническое состояние прибывшей машины может оказаться сомнительным, водитель излишне разговорчивым, а запах в машине неприятным. Но эти риски агрегаторам удаётся минимизировать, благодаря системе внутреннего контроля и объективным отзывам пассажиров (например «Яндекс.Такси» вроде удалось справиться с наглыми водителями, требовавшими отменить заказ с оплатой картой и рассчитаться с ними наличными). В любом случае, небольшая вероятность неудобств при вызове такси — меньшее из зол по сравнению с существенными рисками нынешнего каршеринга.

* Говоря о массовом каршеринге мы не рассматриваем сервис аренды автомобилей Hertz, появившийся в старом аэропорту Ростова более двух десятилетий назад (а также присоединившиеся позже компании AVIS и Europcar в той же локации). Это связано как с довольно высоким уровнем цен, ориентированных на VIP-аудиторию, так и с требованием забирать и оставлять транспорт на стоянке воздушной гавани. А ещё для пользования данным сервисом арендатору нужно было лично обратиться на стойку компании с документами и банковской картой. Однако, возможно, именно поэтому автомобили упомянутых компаний за дестятилетия работы на ростовском рынке не «засветились» в новостях о ДТП.

Полный список новостей TechnoDrive
© 2001-2020 Борис Зубов, contact@technodrive.ru