TechnoDrive.ru ИКТ-новости Ростова

К чему приведёт увлечение «войсами»?

Современные мессенджеры предоставляют пользователям широкий ассортимент функций — общение в телефонном режиме, обмен картинками, текстовую переписку, видеосвязь. Однако самой противоречивой из них являются голосовые сообщения, или так называемые «войсы». Пока одни пользователи критикуют эту форму диалога и считают её, мягко говоря, неуместной, «войсы» набирают популярность в молодёжной среде. И, по мнению экспертов TechnoDrive, эта тенденция в случае укрепления может существенно повлиять на когнитивные способности «поколения Z» и их потомков.

«Сообщения или общение?»

Прародителями голосовых сообщений в мессенджерах можно считать подкасты, появившиеся в середине минувшего десятилетия. Однако тогда эта задумка не стала массовой*, — прежде всего, из-за психологии миллениалов, являвшихся основной аудиторией Интернета. Напомним, что по данным The Guardian, для «поколения Y», воспитанного на бумажных книгах, наиболее удобным форматом общения является переписка. А голосовое общение, наоборот, является стрессом, которого лучше по возможности избегать. Какие уж тут «войсы»!..

Действительно, возможность всё обдумать и грамотно изложить в текстовом сообщении выглядит гораздо приятнее звонка, застающего врасплох. (А уж если вызывающий абонент запрашивает видео, то это можно сравнить по степени неудобства, только с визитом нежданного гостя — ред.)

Но время идёт — и у детей XXI века совсем иной взгляд на вещи. Многие из них предпочитают текстовой переписке голосовое общение. Более того, к этому стилю нас подталкивают и производители смартфонов, неустанно предлагающие спросить что-то у Алисы, Google-ассистента и других голосовых помощников.

В результате, голосовой интерфейс вытесняет текстовый в диалоге со смартфоном. Если пользователь хочет что-то найти в Интернете, он говорит об этом помощнику — и ждёт результат. По аналогичной схеме у многих современных подростков построено и голосовое общение в мессенджерах.

Плюсы и минусы «войсов»

Стоит отметить, что общение «войсами» имеет и положительные стороны. Например, таким образом пользователь меньше смотрит на экран смартфона, — а значит выше шансы сохранить зрение. Кроме того, идя по улице, набирать сообщение неудобно и порой небезопасно, — поэтому, если ответ на поступивший вопрос срочно необходим, голосовое сообщение будет вполне уместно. Однако злоупотреблять этой формой диалога, пожалуй, не стоит и для этого существует ряд причин, которые можно записать в минусы «войсов».

Прежде всего, удобство для отправителя сообщения оборачивается неудобством для получателя (если, конечно, речь идёт не о сверстнике, живущем в наушниках). Ведь адресат, оказавшийся в шумном месте, будет вынужден прослушивать «войс» несколько раз, старательно прижимая телефон к уху, — а в общественном месте невольными слушателями послания окажутся все находящиеся рядом. Кроме того, при двустороннем обмене голосовыми сообщениями крайне проблематично «заглянуть в историю общения» — для этого придётся разыскивать и прослушивать нужную информацию среди сотен безликих записей.

Также эксперты по ИТ-безопасности отмечают возможность подделывать голоса, используя образцы из «войсов». Поэтому, если вы не хотите, чтобы мошенники позвонили вашим родным и попросили денег «вашим» голосом, от этого формата общения лучше воздержаться вообще.

Но и это ещё не всё!.. В глобальном плане увлечение «войсами», — если оно станет повсеместным, — может привести к частичной утрате навыков письменной речи. И это уже очень серьёзно.

«Путь назад»

По мере развития информационных технологий, некоторые навыки человечества утрачиваются — или не формируются вовсе. Так, с массовым распространением калькуляторов, школьники 90-х годов стали скептически относиться к «вычислениям в столбик». А некоторые современные подростки также уже относятся, например, к изучению иностранных языков — «зачем это нужно, если в каждом смартфоне есть переводчик?»

Иными словами, если «войсы» избавят юных пользователей от необходимости, как минимум бытовой переписки между собой, их грамотность — и способность связно излагать мысли, — может пострадать. В Интернете уже встречаются критические отзывы о голосовых сообщениях, в которых из 13 секунд записи десять занимают «бульканье и мычание», — либо собеседник вместо сообщения «ОК» отсылает запись с этим словом.

Напомним, что речь в большей степени идёт о представителях «поколения Z» (к счастью, далеко не всех), которые в течение ближайшего десятилетия, скорее всего, станут родителями. Какие когнитивные навыки они сформируют у своих детей, для которых бумажная книга будет чем-то сродни перфокарты или патефона, — большой вопрос.

Однако бить тревогу пока рано. Как минимум, на стенах популярных соцсетей, в отзывах YouTube и у ряда других онлайн-сервисов преобладают текстовые сообщения. И, хочется верить, что мировые ИТ-гиганты не будут торопиться с внедрением технологий speech-to-text на этом направлении.

Комментарий издателя TechnoDrive.ru Бориса Зубова

Получается, в будущем не нужно будет быть элементарно грамотным. Достаточно знать ники собеседников, а смартфон сделает всё остальное. Недостающие пробелы, — названия приложений, — заполнят яркие иконки.

При этом, возможно, человек сможет оставаться функционально грамотным, то есть нормально жить и работать в системе социальных и производственных отношений.

В какой сфере он сможет работать? Да хоть в архитектуре! Поищите сайт, на котором можно проектировать жилые кварталы для Лондона лёгкими кликами мыши, а дополнительный плагин придаёт интерьерам любой стиль на ваш выбор.

Сможет ли это управляться голосом на всём пути, от поступления заказа до сдачи объекта? Поживём, увидим)

* Подкасты, спустя десятилетие, возможно стали источником вдохновения для видеоблогеров. А также вдохновили индустрию аудиокниг, которая сегодня развивается стремительными темпами, — ещё больше отдаляя слушателей от прочтения строк, написанных авторами.

Полный список новостей TechnoDrive
© 2001-2020 Борис Зубов, contact@technodrive.ru