На головную страницу TechnoDrive.ru  
ИТ-НОВОСТИ РОСТОВА
одна из 21425 страниц...

На мехмате ЮФУ считают, что горе-композиторов не грех заменить скриптами

Композиторы-программисты мехмата ЮФУ предлагают заменить авторов «попсы» скриптамиНа его странице «ВКонтакте» установлен лаконичный статус «Генерирую музыку генератором». Но лишь немногие знают, что за этими словами скрывается уникальный проект, зародившийся в стенах ростовского мехмата... В свои 23 года Артём Чубарьян создал программу, генерирующую классические мелодии по правилам гармонии. Благодаря ей, любой компьютер, планшет — и даже смартфон — можно превратить в электронного композитора с бесконечной фантазией. Без подключения к Интернету и требований копирайта. И это лишь начало!.. О своих ближайших планах, нынешних возможностях генератора и композиторах будущего Артём рассказал в эксклюзивном интервью TechnoDrive.

Реклама: строим надёжные локальные сети для бизнеса.

— Артём, как Вам пришла идея заняться автоматизацией создания музыки?

— Моё знакомство с классической музыкой можно назвать запоздалым. Будучи уже студентом второго курса факультета математики, механики и компьютерных наук ЮФУ я пошёл в детскую музыкальную школу при Ростовском колледже искусств, где обучался игре на фортепиано. Поскольку мне нравилось сочинять музыку самому, параллельно я занимался изучением теории музыки и композиции, знакомился с работами классических и современных композиторов. В процессе освоения теории я открыл для себя, что математика и музыка связаны намного сильнее, чем кажется на первый взгляд. Таким образом, к моменту поступления на магистратуру я уже твёрдо решил заниматься алгоритмизацией музыки.

— Почему Вы сконцентрировались именно на классической музыке? Какие жанры нравятся лично Вам?

— В первую очередь, я отдал предпочтение классической музыке, потому что, очевидно, очень её люблю. Я с удовольствием слушаю практически все направления классики, начиная от барокко и заканчивая академическим авангардом XX и XXI века. Желание создавать работы, похожие на труды любимых композиторов, было основным, я полагаю.

С другой стороны, генерация электронной музыки, поп-музыки или даже легкой рок-музыки также является привлекательной, поскольку эти жанры рассчитаны на широкую аудиторию и полученная музыка была бы более востребована. Но, проведя некоторое время в размышлениях, я пришел к выводу, что все подобные генераторы могут быть получены как частные случаи, путём упрощения генератора классической музыки. Ведь именно так и зародились эти жанры — всё это наследники классики, только с опредёленными наборами инструментов и упрощённой структурой произведения. Поэтому я решаю задачу сразу в общем виде, если можно так выразиться.

Мои музыкальные предпочтения, впрочем, не ограничиваются одной лишь классикой. Перечислять можно долго — folk, medieval, space-chill out, ambient, darkwave, cabaret, metal и так далее. Поэтому я могу с уверенностью заявить, что в дальнейшем буду пытаться генерировать музыку в жанрах, отличных от классики.

— Может ли Ваш генератор создавать танцевальную музыку или спецэффекты, заменяя ди-джея на вечеринках и дискотеках? Можно ли делать, в перспективе, фоновую музыку для игр или фильмов?

— Что касается танцевальной музыки — тут всё очень просто генерируется: ритмическая сетка, простенькая гармония и 1-2 мелодии на пятиминутный трек. Подбираем нужные инструменты – и вуаля! Никто на дискотеке и не догадается, что он танцует под созданную бездушной машиной музыку. Насчет спецэффектов уже сложнее — всё зависит от того, какие это спецэффекты. В электронной музыке их тысячи и многие связаны с изменением самого звука, а не нот. Тут уже проще всего превратить генератор музыки в Midi-эффект, и использовать его в специализированном софте для ди-джеев как источник нот. При такой схеме ди-джею уже не нужно будет думать о нотной составляющей, и он сможет целиком сфокусироваться на эффектах и общем звучании произведения.

Так что вряд ли ди-джей сможет быть заменён компьютером (по крайней мере, в ближайшие годы точно). Скорее, генераторы станут лишь очередным инструментом в их руках, используемым для создания музыки. Один из моих друзей — ди-джей из Ростова — уже неоднократно меня просил переделать генератор, чтобы тот мог играть электронную музыку. Думаю, в скором времени я всё же поддамся на его уговоры, и мы создадим совместный проект.

Касательно создания музыки к фильмам и играм — об этом я уже неоднократно думал. Идея плавает на поверхности, это факт. Но тут возникает вопрос: не лишатся ли ныне трудящиеся композиторы работы из-за подобных генераторов? Тут, на мой взгляд, ответ очевиден и однозначен: нет. Сколь бы совершенен генератор ни был, он не сможет превзойти человека в сочинительстве музыки, и поэтому перспектива быть лишенными великолепных саундтреков нам не грозит. Да и потом, сомневаюсь, что какой-либо режиссер решит доверить написание музыки к своему творению компьютеру — машине ведь сложно объяснить, о чём этот фильм и какая должна быть музыка :) Впрочем, если будет изобретён искусственный интеллект, то все может кардинально измениться… если человечество не будет уничтожено этим «Скайнетом», разумеется :)

С крупнобюджетными фильмами и играми, думаю, ситуация понятна. Но вот как насчет генерации музыки к любительским видеозаписям и небольшим игрушкам? В таких случаях возможности заказать музыку у композитора, обычно, нет, а желание «озвучить» продукт есть. Вот тут-то и может пригодиться генератор.

Я как-то даже натыкался в Интернете на программу, пишущую музыку в зависимости от того, какое загружено в неё видео, но возможности попробовать её не было, так что не могу сказать, насколько она хороша. Что касается моей программы — её в перспективе можно будет переделать в подобный генератор, который бы получал на входе требования к музыке (спокойная она должна быть или ритмичная, как много должно звучать инструментов и т.д.) и необходимую длительность и позволял бы регулировать динамичность и громкость уже сгенерированной дорожки.

Что же касается игр, то здесь я вижу два подхода. Первый — самый простой и прямой — генератор создает с пару десятков мелодий, а разработчик потом выбирает то, что ему по душе. Второй — и наиболее интересный — музыка генерируется во время игры, в зависимости от обстановки. Например, легкий эмбиент во время прогулки персонажа по карте и ритмическая оркестровая музыка во время битв. Напряженные мелодии при входах в подземелья или трагические мелодии во время смерти персонажа. Генератор тогда можно реализовать в виде библиотеки, которую разработчик сможет легко подключать к своему проекту, и с ее помощью регулировать музыку в игре (или приложении). Было бы здорово :)

— Опишите, пожалуйста, в нескольких предложениях, принцип действия своей программы? Какие базовые принципы положены в основу её работы?

— Непросто в нескольких предложениях сформулировать то, на что ушло 40 страниц моего диплома, но я постараюсь :)

Генератор пишет музыку такт за тактом. Каждый инструмент имеет свою роль: мелодия, второй голос и аккомпанемент, причем мелодия должна быть в произведении обязательно и только одна. Генерация одного такта происходит так: сперва, в три этапа строится отрывок мелодии (каркас-мелодия-мелодия с украшениями), затем он гармонизируется, и по полученной гармонии строятся вторые голоса и аккомпанемент. Соответственно, если мы добавим какой-нибудь инструмент или передадим мелодию другому голосу — то на следующем же также мы услышим изменения.

Гармонизация осуществляется по принципам классической гармонии, присутствует движение к доминанте и тонике в конце предложений. При создании аккомпанемента используются характерные для конкретного инструмента переборы и фигуры. Для каждого из инструментов задаётся стандартный диапазон игры, за пределы которого мелодия не уйдёт. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

— Работает ли кто-нибудь ещё активно в этом направлении?

— Да, это весьма популярное (преимущественно, за рубежом) направление исследований и у многих крупных университетов и консерваторий есть целые отделения и лаборатории, занимающиеся компьютерной и алгоритмической музыкой.

— Изучаете ли Вы влияние музыки на состояние человека? Возможно ли создание музыки, — Вашими технологиями, — стимулирующей больше покупать в магазине — или вызывающей голод вблизи кафе? Помогающей снять стресс при реабилитации? Если да, то в каких сферах наиболее востребована подобная атмосферная музыка?

— Я немного изучал эту тему, но так и не нашел каких-либо серьезных работ, описывающих влияние музыки на человека. Возможно, плохо искал :)

Музыка, стимулирующая покупки в магазине, уже давно придумана и повсеместно используется. Было отмечено, что если пускать в магазине негромкую, умеренного темпа музыку, то покупатели будут расслабляться, перестанут торопиться и спокойно, под размеренный ритм будут ходить от полки к полке, рассматривая и выбирая товары. К сожалению, у нас в стране многие менеджеры до сих пор этого не знают и, наоборот, любят включать громкую ритмичную попсу, исходя из идеи, что «это модно и народ будет приходить на поп-музыку». Но вот только они не учитывают, что такая музыка раздражает большинство покупателей, а у тех, кто к ней привык, просто увеличивает внутренний ритм — и как результат, все уходят из магазина быстрее.

Музыка как средство реабилитации — тут чаще всего используют работы классиков, вроде Шопена, Моцарта, Вивальди, Дебюсси и так далее. Неспешный темп, мажорные аккорды, отсутствие диссонансов — всё это благозвучно для ушей, и поднимает настроение, а стало быть, и снимает стресс. Если генерировать подобную музыку, то она будет неплохо идти фоном, но доказывать положительный и антистрессовый эффект уже лучше поручить психологам :)

Атмосферная музыка может оказаться весьма востребована в супермаркетах, торговых центрах, кафе, фаст-фудах, в лифтах, в конце концов. Везде, где нужна не напрягающая фоновая музыка можно применять такие «генераторы атмосферы».

Отдельно ещё можно упомянуть музыку для концентрации и работы. Я где-то читал, что музыка в стиле барокко лучше всего подходит для работы, так как темп в ней идеально сочетается со внутренним ритмом человека. По своему опыту могу сказать, что под Баха и Вивальди работается великолепно :) Хотя лично я еще предпочитаю space chillout и downtempo — эти жанры электронной музыки тоже великолепно повышают продуктивность. Кстати, существуют целые радиостанции, играющие «музыку для офисов».

— Задумывались ли Вы о коммерциализации своих разработок и выходе на международный уровень?

— Разумеется, задумывался :) В данный момент у меня есть несколько вариантов коммерциализации моей разработки, но пока они ещё нуждаются в доработке. В текущем же состоянии я просто не имею права продавать свой генератор — я использую в нём бесплатную библиотеку jMusic, лицензированную по GNU/GPL v2.0, которая запрещает использование программных продуктов в коммерческих целях. К слову, мой генератор так же находится в открытом доступе и любой желающий может присоединиться к разработке :)

— Кто является для Вас путеводной звездой, на какие идеалы Вы ориентируетесь?

— Есть один замечательный человек — профессор Дэвид Коуп, из Калифорнии. Он занимается генерацией музыки уже более 20 лет и его результаты просто ошеломляющие! Он смог разработать программу EMI (Experiments in Musical Intelligence), которая получается на входе произведения какого-либо композитора, анализирует их и пишет музыку, в таком же стиле. Полученные сочинения даже профессиональные музыканты не могут отличить от оригиналов. Из-за этого профессор Коуп был подвержен сильной критике и давлению со стороны композиторов и музыковедов, которые, видимо, испугались за судьбу музыки. Рекомендую поискать в Интернете интервью с ним и послушать примеры его сгенерированных работ.

Когда я только начинал работу над своим генератором, мне удалось раздобыть несколько книг профессора Коупа, прочтение которых очень сильно помогло мне в дальнейшем. Надеюсь, когда-нибудь мне удастся пообщаться с ним лично.

— Сотрудничаете ли Вы с музыкантами и разработчиками аналогичных программ?

— Я общался с парой людей, кто тоже занимался генерацией музыки, но это были просто беседы в общих чертах. В музыкальном плане мне помогал мой друг, композитор Антон Светличный, который помог мне разобраться с правилами гармонизации мелодий. Наибольшую поддержку при разработке генератора мне оказал мой научный руководитель — Виталий Николаевич Брагилевский, который направлял меня всё это время и помог воплотить мои идеи в виде полноценного рабочего приложения.

— Какие задачи ставите перед собой в ближайшее время? Что приоритетнее — интернет-радио, или независимые от облаков, приложения для гаджетов?

— В ближайшее время я собираюсь запустить интернет-радио, хотя, скорее всего, это будет видео-трансляция и все желающие смогут увидеть процесс генерации воочию. Это сотрёт всякие сомнения, что транслируемая музыка была написана кем-то заранее :) Трансляция будет доступна здесь ориентировочно в конце октября.

Что касается идеи портирования генератора под мобильные платформы (в первую очередь, под Android) — тут есть ряд проблем, связанных с воспроизведением качественного звука и ресурсоёмкостью генератора. Как только мне удастся справиться с ними, то вполне возможно, вскоре, у каждого появится возможность генерировать музыку под самих себя :)

— Что могут сделать, по Вашему мнению, такие технологии с авторским правом на аудиопроизведения, — и коммерческими эфирными радиостанциями, в успешной перспективе? Как они облегчат жизнь слушателей?

— Сгенерированная музыка «ничейная», не имеет авторских прав, а, значит, её нельзя продавать. Получается, что на рынке музыки появится множество бесплатных аудиозаписей, которые можно будет без проблем крутить в публичных местах, на радио, или использовать в качестве саундтреков в играх и фильмах. Хотя, возможно, автором музыки будет юридически считаться автор программы, или же тот, кто использовал программу для создания композиции... Вопрос спорный.

— Какой, на Ваш взгляд, будет роль человека в создании музыки через 10 лет?..

— Думаю, такой же, как и сейчас — главной. Генераторы музыки нужно рассматривать лишь как инструмент в руках композитора, вроде синтезатора или нотного редактора. Когда-то с появлением граммофона предрекали смерть живого исполнения, но ничего, обошлось. Да и потом, если машина сочиняет музыку лучше какого-то человека, то может, просто, проблема в том, что этот человек недостаточно старается? Такого горе-композитора и не обидно будет заменить скриптом :)

Чуть не забыли: у TechnoDrive есть группа ВКонтакте — и на Facebook. Подключайтесь!

Люди Ростова

Студенты-атомщики из Волгодонска строят АЭС за рубежом


Одним из видов высокотехнологичной продукции России, востребованным на мировом рынке, является строительство АЭС. Сегодня такие проекты успешно реализуются корпорацией «Росатом» в Индии, Бангладеш и Турции. Причём к созданию новых электростанций привлекаются как специалисты с многолетним опытом, так и выпускники профильных ВУЗов. В частности, пятикурсник ВИТИ НИЯУ МИФИ Андрей Матюха, обучающийся по специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», единственный из Ростовской области получил приглашение в студенческий стройотряд «Лотос». Который в ближайшее время отправится на одну из масштабных строек «Росатома» в Бангладеш — суперсовременную АЭС «Руппур».
подробнее

Праздничный сеанс видеоконференцсвязи для ветеранов Великой Отечественной войны


28 апреля «Ростелеком» соединил с помощью видеоконференцсвязи (ВКС) ветеранов Великой Отечественной войны Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Почетные гости в студиях Ростова-на-Дону, Волгограда, Владикавказа, Краснодара, Ставрополя, Астрахани, Махачкалы, Нальчика, Черкесска и Майкопа смогли пообщаться в реальном времени, вспомнить боевую юность, поздравить друг друга с 9 мая, рассказать о планах на будущее.
подробнее

Донские МФЦ бесплатно распечатают фото для «Бессмертного полка»


9 мая в Ростове и городах области пройдёт памятная акция «Бессмертный полк», приуроченная к празднованию Дня Победы. В этот день любой желающий может увековечить память о предках, защитивших свободу Отечества ценой собственной жизни. При этом отсканировать, увеличить и распечатать фотографии участников Великой Отечественной войны для шествия в «Бессмертном полку» можно совершенно бесплатно!.. Для этого достаточно до 9 мая обратиться в ближайший многофункциональный центр (МФЦ) любого из 55 муниципалитетов Ростовской области.
подробнее

УМНИК-2017: Молодые учёные Дона получили заслуженные награды


8 февраля, в День российской науки, жюри регионального конкурса «УМНИК» объявило имена лучших молодых исследователей Ростовской области. В списке победителей, — получивших шанс реализовать свои проекты, — оказались студенты ведущих ВУЗов юга России. При этом направления исследований юных дончан касаются квантовой физики, робототехники, практических приложений VR и других передовых областей современной науки.
подробнее

«Лучшие инженеры Дона» 2017 года


По сведениям TechnoDrive, 6 декабря 2017 года было подписано распоряжение о присвоении звания «Лучший инженер Дона» ведущим специалистам Ростовской области. В список 2017 года вошли 11 человек, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Среди них начальник сектора отдела №1 НТЦ «Техноцентр» Института радиотехнических систем и управления ЮФУ Алексей Беляев и главный технолог научно-производственного отдела ростовского НИИ радиосвязи Павел Графтио. Также в числе лучших инженеров Дона отмечены инженеры авиационной техники и специалисты-практики из ведущих ВУЗов южной столицы.
подробнее
Ещё информация !!!  Люди Ростова