На головную страницу TechnoDrive.ru  
ИТ-НОВОСТИ РОСТОВА
одна из 21328 страниц...

На мехмате ЮФУ считают, что горе-композиторов не грех заменить скриптами

Композиторы-программисты мехмата ЮФУ предлагают заменить авторов «попсы» скриптамиНа его странице «ВКонтакте» установлен лаконичный статус «Генерирую музыку генератором». Но лишь немногие знают, что за этими словами скрывается уникальный проект, зародившийся в стенах ростовского мехмата... В свои 23 года Артём Чубарьян создал программу, генерирующую классические мелодии по правилам гармонии. Благодаря ей, любой компьютер, планшет — и даже смартфон — можно превратить в электронного композитора с бесконечной фантазией. Без подключения к Интернету и требований копирайта. И это лишь начало!.. О своих ближайших планах, нынешних возможностях генератора и композиторах будущего Артём рассказал в эксклюзивном интервью TechnoDrive.

Реклама: строим надёжные локальные сети для бизнеса.

— Артём, как Вам пришла идея заняться автоматизацией создания музыки?

— Моё знакомство с классической музыкой можно назвать запоздалым. Будучи уже студентом второго курса факультета математики, механики и компьютерных наук ЮФУ я пошёл в детскую музыкальную школу при Ростовском колледже искусств, где обучался игре на фортепиано. Поскольку мне нравилось сочинять музыку самому, параллельно я занимался изучением теории музыки и композиции, знакомился с работами классических и современных композиторов. В процессе освоения теории я открыл для себя, что математика и музыка связаны намного сильнее, чем кажется на первый взгляд. Таким образом, к моменту поступления на магистратуру я уже твёрдо решил заниматься алгоритмизацией музыки.

— Почему Вы сконцентрировались именно на классической музыке? Какие жанры нравятся лично Вам?

— В первую очередь, я отдал предпочтение классической музыке, потому что, очевидно, очень её люблю. Я с удовольствием слушаю практически все направления классики, начиная от барокко и заканчивая академическим авангардом XX и XXI века. Желание создавать работы, похожие на труды любимых композиторов, было основным, я полагаю.

С другой стороны, генерация электронной музыки, поп-музыки или даже легкой рок-музыки также является привлекательной, поскольку эти жанры рассчитаны на широкую аудиторию и полученная музыка была бы более востребована. Но, проведя некоторое время в размышлениях, я пришел к выводу, что все подобные генераторы могут быть получены как частные случаи, путём упрощения генератора классической музыки. Ведь именно так и зародились эти жанры — всё это наследники классики, только с опредёленными наборами инструментов и упрощённой структурой произведения. Поэтому я решаю задачу сразу в общем виде, если можно так выразиться.

Мои музыкальные предпочтения, впрочем, не ограничиваются одной лишь классикой. Перечислять можно долго — folk, medieval, space-chill out, ambient, darkwave, cabaret, metal и так далее. Поэтому я могу с уверенностью заявить, что в дальнейшем буду пытаться генерировать музыку в жанрах, отличных от классики.

— Может ли Ваш генератор создавать танцевальную музыку или спецэффекты, заменяя ди-джея на вечеринках и дискотеках? Можно ли делать, в перспективе, фоновую музыку для игр или фильмов?

— Что касается танцевальной музыки — тут всё очень просто генерируется: ритмическая сетка, простенькая гармония и 1-2 мелодии на пятиминутный трек. Подбираем нужные инструменты – и вуаля! Никто на дискотеке и не догадается, что он танцует под созданную бездушной машиной музыку. Насчет спецэффектов уже сложнее — всё зависит от того, какие это спецэффекты. В электронной музыке их тысячи и многие связаны с изменением самого звука, а не нот. Тут уже проще всего превратить генератор музыки в Midi-эффект, и использовать его в специализированном софте для ди-джеев как источник нот. При такой схеме ди-джею уже не нужно будет думать о нотной составляющей, и он сможет целиком сфокусироваться на эффектах и общем звучании произведения.

Так что вряд ли ди-джей сможет быть заменён компьютером (по крайней мере, в ближайшие годы точно). Скорее, генераторы станут лишь очередным инструментом в их руках, используемым для создания музыки. Один из моих друзей — ди-джей из Ростова — уже неоднократно меня просил переделать генератор, чтобы тот мог играть электронную музыку. Думаю, в скором времени я всё же поддамся на его уговоры, и мы создадим совместный проект.

Касательно создания музыки к фильмам и играм — об этом я уже неоднократно думал. Идея плавает на поверхности, это факт. Но тут возникает вопрос: не лишатся ли ныне трудящиеся композиторы работы из-за подобных генераторов? Тут, на мой взгляд, ответ очевиден и однозначен: нет. Сколь бы совершенен генератор ни был, он не сможет превзойти человека в сочинительстве музыки, и поэтому перспектива быть лишенными великолепных саундтреков нам не грозит. Да и потом, сомневаюсь, что какой-либо режиссер решит доверить написание музыки к своему творению компьютеру — машине ведь сложно объяснить, о чём этот фильм и какая должна быть музыка :) Впрочем, если будет изобретён искусственный интеллект, то все может кардинально измениться… если человечество не будет уничтожено этим «Скайнетом», разумеется :)

С крупнобюджетными фильмами и играми, думаю, ситуация понятна. Но вот как насчет генерации музыки к любительским видеозаписям и небольшим игрушкам? В таких случаях возможности заказать музыку у композитора, обычно, нет, а желание «озвучить» продукт есть. Вот тут-то и может пригодиться генератор.

Я как-то даже натыкался в Интернете на программу, пишущую музыку в зависимости от того, какое загружено в неё видео, но возможности попробовать её не было, так что не могу сказать, насколько она хороша. Что касается моей программы — её в перспективе можно будет переделать в подобный генератор, который бы получал на входе требования к музыке (спокойная она должна быть или ритмичная, как много должно звучать инструментов и т.д.) и необходимую длительность и позволял бы регулировать динамичность и громкость уже сгенерированной дорожки.

Что же касается игр, то здесь я вижу два подхода. Первый — самый простой и прямой — генератор создает с пару десятков мелодий, а разработчик потом выбирает то, что ему по душе. Второй — и наиболее интересный — музыка генерируется во время игры, в зависимости от обстановки. Например, легкий эмбиент во время прогулки персонажа по карте и ритмическая оркестровая музыка во время битв. Напряженные мелодии при входах в подземелья или трагические мелодии во время смерти персонажа. Генератор тогда можно реализовать в виде библиотеки, которую разработчик сможет легко подключать к своему проекту, и с ее помощью регулировать музыку в игре (или приложении). Было бы здорово :)

— Опишите, пожалуйста, в нескольких предложениях, принцип действия своей программы? Какие базовые принципы положены в основу её работы?

— Непросто в нескольких предложениях сформулировать то, на что ушло 40 страниц моего диплома, но я постараюсь :)

Генератор пишет музыку такт за тактом. Каждый инструмент имеет свою роль: мелодия, второй голос и аккомпанемент, причем мелодия должна быть в произведении обязательно и только одна. Генерация одного такта происходит так: сперва, в три этапа строится отрывок мелодии (каркас-мелодия-мелодия с украшениями), затем он гармонизируется, и по полученной гармонии строятся вторые голоса и аккомпанемент. Соответственно, если мы добавим какой-нибудь инструмент или передадим мелодию другому голосу — то на следующем же также мы услышим изменения.

Гармонизация осуществляется по принципам классической гармонии, присутствует движение к доминанте и тонике в конце предложений. При создании аккомпанемента используются характерные для конкретного инструмента переборы и фигуры. Для каждого из инструментов задаётся стандартный диапазон игры, за пределы которого мелодия не уйдёт. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

— Работает ли кто-нибудь ещё активно в этом направлении?

— Да, это весьма популярное (преимущественно, за рубежом) направление исследований и у многих крупных университетов и консерваторий есть целые отделения и лаборатории, занимающиеся компьютерной и алгоритмической музыкой.

— Изучаете ли Вы влияние музыки на состояние человека? Возможно ли создание музыки, — Вашими технологиями, — стимулирующей больше покупать в магазине — или вызывающей голод вблизи кафе? Помогающей снять стресс при реабилитации? Если да, то в каких сферах наиболее востребована подобная атмосферная музыка?

— Я немного изучал эту тему, но так и не нашел каких-либо серьезных работ, описывающих влияние музыки на человека. Возможно, плохо искал :)

Музыка, стимулирующая покупки в магазине, уже давно придумана и повсеместно используется. Было отмечено, что если пускать в магазине негромкую, умеренного темпа музыку, то покупатели будут расслабляться, перестанут торопиться и спокойно, под размеренный ритм будут ходить от полки к полке, рассматривая и выбирая товары. К сожалению, у нас в стране многие менеджеры до сих пор этого не знают и, наоборот, любят включать громкую ритмичную попсу, исходя из идеи, что «это модно и народ будет приходить на поп-музыку». Но вот только они не учитывают, что такая музыка раздражает большинство покупателей, а у тех, кто к ней привык, просто увеличивает внутренний ритм — и как результат, все уходят из магазина быстрее.

Музыка как средство реабилитации — тут чаще всего используют работы классиков, вроде Шопена, Моцарта, Вивальди, Дебюсси и так далее. Неспешный темп, мажорные аккорды, отсутствие диссонансов — всё это благозвучно для ушей, и поднимает настроение, а стало быть, и снимает стресс. Если генерировать подобную музыку, то она будет неплохо идти фоном, но доказывать положительный и антистрессовый эффект уже лучше поручить психологам :)

Атмосферная музыка может оказаться весьма востребована в супермаркетах, торговых центрах, кафе, фаст-фудах, в лифтах, в конце концов. Везде, где нужна не напрягающая фоновая музыка можно применять такие «генераторы атмосферы».

Отдельно ещё можно упомянуть музыку для концентрации и работы. Я где-то читал, что музыка в стиле барокко лучше всего подходит для работы, так как темп в ней идеально сочетается со внутренним ритмом человека. По своему опыту могу сказать, что под Баха и Вивальди работается великолепно :) Хотя лично я еще предпочитаю space chillout и downtempo — эти жанры электронной музыки тоже великолепно повышают продуктивность. Кстати, существуют целые радиостанции, играющие «музыку для офисов».

— Задумывались ли Вы о коммерциализации своих разработок и выходе на международный уровень?

— Разумеется, задумывался :) В данный момент у меня есть несколько вариантов коммерциализации моей разработки, но пока они ещё нуждаются в доработке. В текущем же состоянии я просто не имею права продавать свой генератор — я использую в нём бесплатную библиотеку jMusic, лицензированную по GNU/GPL v2.0, которая запрещает использование программных продуктов в коммерческих целях. К слову, мой генератор так же находится в открытом доступе и любой желающий может присоединиться к разработке :)

— Кто является для Вас путеводной звездой, на какие идеалы Вы ориентируетесь?

— Есть один замечательный человек — профессор Дэвид Коуп, из Калифорнии. Он занимается генерацией музыки уже более 20 лет и его результаты просто ошеломляющие! Он смог разработать программу EMI (Experiments in Musical Intelligence), которая получается на входе произведения какого-либо композитора, анализирует их и пишет музыку, в таком же стиле. Полученные сочинения даже профессиональные музыканты не могут отличить от оригиналов. Из-за этого профессор Коуп был подвержен сильной критике и давлению со стороны композиторов и музыковедов, которые, видимо, испугались за судьбу музыки. Рекомендую поискать в Интернете интервью с ним и послушать примеры его сгенерированных работ.

Когда я только начинал работу над своим генератором, мне удалось раздобыть несколько книг профессора Коупа, прочтение которых очень сильно помогло мне в дальнейшем. Надеюсь, когда-нибудь мне удастся пообщаться с ним лично.

— Сотрудничаете ли Вы с музыкантами и разработчиками аналогичных программ?

— Я общался с парой людей, кто тоже занимался генерацией музыки, но это были просто беседы в общих чертах. В музыкальном плане мне помогал мой друг, композитор Антон Светличный, который помог мне разобраться с правилами гармонизации мелодий. Наибольшую поддержку при разработке генератора мне оказал мой научный руководитель — Виталий Николаевич Брагилевский, который направлял меня всё это время и помог воплотить мои идеи в виде полноценного рабочего приложения.

— Какие задачи ставите перед собой в ближайшее время? Что приоритетнее — интернет-радио, или независимые от облаков, приложения для гаджетов?

— В ближайшее время я собираюсь запустить интернет-радио, хотя, скорее всего, это будет видео-трансляция и все желающие смогут увидеть процесс генерации воочию. Это сотрёт всякие сомнения, что транслируемая музыка была написана кем-то заранее :) Трансляция будет доступна здесь ориентировочно в конце октября.

Что касается идеи портирования генератора под мобильные платформы (в первую очередь, под Android) — тут есть ряд проблем, связанных с воспроизведением качественного звука и ресурсоёмкостью генератора. Как только мне удастся справиться с ними, то вполне возможно, вскоре, у каждого появится возможность генерировать музыку под самих себя :)

— Что могут сделать, по Вашему мнению, такие технологии с авторским правом на аудиопроизведения, — и коммерческими эфирными радиостанциями, в успешной перспективе? Как они облегчат жизнь слушателей?

— Сгенерированная музыка «ничейная», не имеет авторских прав, а, значит, её нельзя продавать. Получается, что на рынке музыки появится множество бесплатных аудиозаписей, которые можно будет без проблем крутить в публичных местах, на радио, или использовать в качестве саундтреков в играх и фильмах. Хотя, возможно, автором музыки будет юридически считаться автор программы, или же тот, кто использовал программу для создания композиции... Вопрос спорный.

— Какой, на Ваш взгляд, будет роль человека в создании музыки через 10 лет?..

— Думаю, такой же, как и сейчас — главной. Генераторы музыки нужно рассматривать лишь как инструмент в руках композитора, вроде синтезатора или нотного редактора. Когда-то с появлением граммофона предрекали смерть живого исполнения, но ничего, обошлось. Да и потом, если машина сочиняет музыку лучше какого-то человека, то может, просто, проблема в том, что этот человек недостаточно старается? Такого горе-композитора и не обидно будет заменить скриптом :)

Чуть не забыли: у TechnoDrive есть группа ВКонтакте — и на Facebook. Подключайтесь!

Люди Ростова

Праздничный сеанс видеоконференцсвязи для ветеранов Великой Отечественной войны


28 апреля «Ростелеком» соединил с помощью видеоконференцсвязи (ВКС) ветеранов Великой Отечественной войны Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Почетные гости в студиях Ростова-на-Дону, Волгограда, Владикавказа, Краснодара, Ставрополя, Астрахани, Махачкалы, Нальчика, Черкесска и Майкопа смогли пообщаться в реальном времени, вспомнить боевую юность, поздравить друг друга с 9 мая, рассказать о планах на будущее.
подробнее

Донские МФЦ бесплатно распечатают фото для «Бессмертного полка»


9 мая в Ростове и городах области пройдёт памятная акция «Бессмертный полк», приуроченная к празднованию Дня Победы. В этот день любой желающий может увековечить память о предках, защитивших свободу Отечества ценой собственной жизни. При этом отсканировать, увеличить и распечатать фотографии участников Великой Отечественной войны для шествия в «Бессмертном полку» можно совершенно бесплатно!.. Для этого достаточно до 9 мая обратиться в ближайший многофункциональный центр (МФЦ) любого из 55 муниципалитетов Ростовской области.
подробнее

УМНИК-2017: Молодые учёные Дона получили заслуженные награды


8 февраля, в День российской науки, жюри регионального конкурса «УМНИК» объявило имена лучших молодых исследователей Ростовской области. В списке победителей, — получивших шанс реализовать свои проекты, — оказались студенты ведущих ВУЗов юга России. При этом направления исследований юных дончан касаются квантовой физики, робототехники, практических приложений VR и других передовых областей современной науки.
подробнее

«Лучшие инженеры Дона» 2017 года


По сведениям TechnoDrive, 6 декабря 2017 года было подписано распоряжение о присвоении звания «Лучший инженер Дона» ведущим специалистам Ростовской области. В список 2017 года вошли 11 человек, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Среди них начальник сектора отдела №1 НТЦ «Техноцентр» Института радиотехнических систем и управления ЮФУ Алексей Беляев и главный технолог научно-производственного отдела ростовского НИИ радиосвязи Павел Графтио. Также в числе лучших инженеров Дона отмечены инженеры авиационной техники и специалисты-практики из ведущих ВУЗов южной столицы.
подробнее

Для лучшей выпускницы мехмата — мировой IT-конгресс бесплатно


С 5 по 9 июня в Калифорнии прошла всемирная конференция для разработчиков WWDC 2017. Её участниками стали тысячи лучших девелоперов со всего мира, а стоимость билетов на данное мероприятие превышала полторы тысячи долларов. Однако лучшим программистам приглашения на конгресс достались бесплатно!.. По результатам конкурса организаторы определили 340 студентов со всего мира, авторов лучших разработок на языке Swift. Из пяти представителей России на WWDC 2017 единственной девушкой-программистом, выигравшей грант, стала Яна Валиева — студентка 4 курса ростовского мехмата.
подробнее
Ещё информация !!!  Люди Ростова