В России успешно протестировали защищённую квантовую связь

«Ростелеком» готовится к внедрению квантовой криптографииКомпания «Ростелеком» успешно завершила первый этап испытаний комплексов передачи данных с гибридной квантово-классической защитой, предоставленных «Университетом ИТМО». Тестирование подтвердило возможность использования квантового распределения ключей (КРК) на уже существующей инфраструктуре «Ростелекома».

Испытание проводились в рамках проработки совместного проекта «Ростелекома», «Университета ИТМО» и «Сколковского института науки и технологий» (Сколтеха) по созданию системы управления квантовыми сетями и вывода на рынок услуг связи на их основе.

В протестированном комплексе «Университета ИТМО» использовался уникальный метод распределения квантовых ключей на боковых частотах модулированного излучения. В ходе испытаний проведены измерения различных характеристик квантового канала. С применением квантового шифрования были организованы видеоконференция и защищённые голосовые соединения с использованием IP-телефонии. Была также проведена эмуляция атаки на квантовый канал: система КРК успешно справилась с задачей и предупредила пользователей о попытке несанкционированного доступа (пример).

«Преимущество метода, разработанного "Университетом ИТМО", заключается в том, что он изначально создавался для внедрения на телекоммуникационных сетях. Он обеспечивает высокую стабильность сигнала в реальных волокнах, позволяет достигать высоких скоростей и большой дальности, а также повышать пропускную способность квантовых каналов и реализовывать многопользовательские сети. Успешные испытания на полигоне "Ростелекома" являются важным шагом к практическому применению квантовых технологий безопасности в современных оптических сетях связи», — отметил Артур Глейм, руководитель лаборатории квантовой информатики «Университета ИТМО».

Для испытаний использовалась волоконно-оптическая линия связи между дата-центром М10 «Ростелекома» в Москве и лабораторией Сколтеха в Сколково. Длина каждого из волокон, задействованных в тестировании, составила 58 километров. На объектах были установлены комплекты оборудования для квантового распределения ключей (КРК), включая детектор фотонов, медиаконвертеры, криптомодули и другие компоненты для генерации и считывания квантовых ключей.

«Испытания доказали, что на существующей сети "Ростелекома" есть техническая возможность оказания клиентам услуги передачи данных с максимальным на сегодня уровнем криптозащиты на базе КРК, — подчеркнул вице-президент по стратегическим инициативам "Ростелекома" Борис Глазков. — Мы открыты к сотрудничеству со всеми отечественными производителями оборудования для КРК и обязательно продолжим тестирование в будущем году. Главная задача на ближайший период — организация испытаний многоузловой сети с квантовым шифрованием, которая сможет работать сразу для множества пользователей, что повысит техническую и экономическую доступность сервисов».

По итогам испытаний вендорам даны рекомендации по доработке и сертификации комплексов передачи данных с квантовой генерацией ключей. В частности, предложено обеспечить возможность передачи данных и квантового распределения ключей в одном физическом волокне (например, с использованием спектрального уплотнения каналов), а также обеспечить возможность организации сервисов КРК для нескольких пользователей.

Эксперты считают, что квантовые коммуникации обеспечивают наивысшую из существующих на сегодня степень защиты передачи данных. Их особенность заключается в том, что для создания ключей шифрования используются отдельные частицы — фотоны. Если злоумышленники попытаются совершить несанкционированный доступ и «поймать» фотоны, на основании состояния которых генерируются квантовые ключи, то характеристики частиц изменятся, а значит, попытка перехвата будет тут же выявлена и пресечена.

Комментарий издателя TechnoDrive Бориса Зубова

Нетрудно догадаться, что КРК должна работать в комплексе с особыми, сверхзащищёнными узлами сети и соответствующим программным обеспечением. Ведь использовать популярные браузеры, операционные системы и железо не получится. Хотя бы по той причине, что на 3 ядрах процессора не должна работать некая скрытая ОС, а браузер и приложения не должны делиться данными с кем-то посторонним.

Скорее всего, в случае с квантовой криптографией будут реально востребованы компьютеры отечественного производства, подобные ЕС1866; мобильники «Тайга» — и ОС специального назначения уровня Astra Linux (или, со временем, KasperskyOS). Таким образом, данная технология — ещё один мощный стимул для развития импортозамещения в сфере IT.

Криминал, ЧП, хакеры

Не верьте «налоговым вычетам» из Интернета

ФНС России предупредила граждан о замеченных случаях мошенничества в Интернете. Цель обманщиков, — как и во многих других случаях, — получить данные банковской карты жертвы, — а «наживкой» выступает обещание перечислить на «пластик» неиспользованный налоговый вычет. При этом преступники рассылают электронные сообщения от имени ФНС России и используют сайты-клоны с дизайном, похожим на официальный ресурс ведомства. О том, как не попасть в капкан мошенников, читайте в сегодняшнем выпуске TechnoDrive!

«Ростелеком» предлагает студентам подняться на новый уровень IT-безопасности

«Ростелеком» и его дочерняя компания «Ростелеком-Солар» проведут для студентов вузов всероссийские онлайн-соревнования по информационной безопасности «Кибервызов: Новый уровень». Сильнейшие примут участие в образовательной программе по инфобезопасности и пройдут стажировку в крупнейшем российском центре мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC.

ТТК предупреждает абонентов об уловках мошенников

Банковские карты остаются самым распространённым и, пожалуй, наиболее удобным средством платежей в Интернете. Действительно, указав на сайте набор цифр со своего «пластика», можно за считанные секунды оформить покупку в любой точке мира, — не вставая с уютного кресла. Но у этого удобства есть и обратная сторона — необходимость тщательно оберегать данные своей карты от посторонних и уж тем более не сообщать их кому попало. Даже если взамен вам обещают модный смартфон, либо зачисление приличной суммы на банковский счёт. Ведь подобные «предложения» могут исходить только от мошенников — и, к сожалению, они всё чаще поступают ростовским абонентам компании ТТК.

Дом.ru ставит домофоны с передачей видео на смартфон

Компания «Дом.ru» приступила к установке в Ростове домофонов нового поколения. Особенностью данных устройств является удалённый контроль и управление со смартфона. Установив приложение, клиенты компании смогут в режиме реального времени видеть посетителей на экране мобильного устройства — и, при необходимости, открывать дверь подъезда (а также отвечать на поступившие вызовы) из любой точки мира, где есть Интернет. При этом, для установки нового оборудования жальцам ростовских многоэтажек достаточно провести общее собрание (собрав кворум — и набрав необходимую долю голосов «за» по данному вопросу — БЗ) и оставить заявку на сайте «Дом.ru».

Житель Зернограда устроил землякам «беспроводную электропередачу»

Как известно, легендарный Никола Тесла был сторонником беспроводной передачи электричества на большие расстояния. Его открытия в этой области легли в основу экспериментов во многих странах мира, — включая СССР. И, быть может, вдохновившись полученными результатами, 55-летний житель Зернограда посчитал электрические провода ЛЭП атавизмом, который можно выгодно продать? В любом случае, вооружившись специальным оборудованием, мужчина на протяжении трёх ночей демонтировал 5,5 километра линий электропередач. Однако его энтузиазм не оценили сотрудники энергетической компании — и правоохранительные органы, возбудившие в отношении «последователя Теслы» уголовное дело по статье «Кража».
Ещё информация !!!  Криминал, ЧП, хакеры